вторник, 5 февраля 2013 г.

УХОДИМ!.. УХОДИМ!.. УХОДИМ!!!.... АФГАНИСТАН... 15 февраля 1989 год



ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ ПРОДОЛЖАЛАСЬ С 1979 ПО 1989 гг. ОНА ДЛИЛАСЬ ДЕВЯТЬ ЛЕТ, ОДИН МЕСЯЦ И ДЕВЯТНАДЦАТЬ ДНЕЙ



Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тыс. военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии - 525,2 тыс. чел. (в том числе 62,9 тыс. офицеров), в пограничных и других подразделениях КГБ СССР - 90 тыс. чел., в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР - 5 тыс. чел. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тыс. чел. Ежегодная среднестатистическая численность войск Советской Армии составляла 80-104 тыс. военнослужащих и 5-7 тыс. чел. гражданского персонала...


.....Давно известно, что политики, принявшие решение на развязывание войны или применение силы, часто выходят сухими из воды. Безнаказанность же инициирует принятие необдуманных, безответ­ственных решений по применению силы — для «защиты демократии», «соблюдения прав человека», «обеспечения завоеваний революции и целостности государства» и т. д., и т. п. Не от того ли они с та­кой лёгкостью посылают на смерть других людей и отдают приказы на проведение боевых операций или нанесение точечных бомбовых и ракетных ударов по «военным» объектам, в результате которых страдают мирные жители и часто гибнут военнослужащие?..

М. С. Горбачёв и его компания сейчас рядятся в тоги неких миротворцев, выведших советские вой­ска из Афганистана, но при этом умалчивают о тех своих действиях, в результате которых неоправ­данно была пролита кровь невинных людей на Южном Саланге, в то время как мирными переговора­ми можно было бы добиться гораздо лучшего результата.....

Сейчас очень модно осуждать решение на ввод советских войск в декабре 1979 года, расценивая его как политическую ошибку. Но выводились войска в 1989 году, и, видимо, урок не пошел впрок. Приказы армии по-прежнему отдавались без учёта национальных интересов страны.

Их авторы живы, но разве кто-нибудь из них, к примеру, те же — М. С. Горбачёв, Э. А.Шеварднадзе, Е. К. Лигачёв, Д. Т. Язов, В. А. Крючков, А. Н. Яковлев (умер в октябре 2005 года, не покаявшись) и др.,оказался в ответе за эти приказы? Конечно же, они поспешили откреститься и от Афганистана, и от всего того, что там происходило.
И никто их не вызвал ни в Гаагу, ни в другое место... Вся ответственность была возложена на тех ру­ководителей, кто ввёл войска и кто к тому времени давно уже умер...




... В ночь с 14 на 15 февраля вместе с генералом Громовым на афганской земле на восточном и на западном направлениях вывода войск осталось по одному батальону и по тридцать боевых машин пехоты....
Cлово генералу Громову: " ... батальон уже был готов к движению. БМП стояли ровно друг за другом, находившимся рядом солдатам оставалось только запрыгнуть на них. Я приказал построить батальон. Зная о том, что нам уже не придется встретиться, я поблагодарил их за все и сказал, что в этот особенный день разведбат 201-й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана. Тогда я еще не предполагал, что через четыре года этой дивизии снова придется выдерживать колоссальную нагрузку, но на этот раз уже на территории Таджикистана.

Мы еще раз уточнили порядок и скорость движения, особенно по мосту. На советском берегу, в Термезе, нас встречало очень много людей, среди которых были и родственники погибших солдат и офицеров. Некоторые из них, получив извещения и даже похоронив своих близких, все равно надеялись: вдруг он живой, вдруг сейчас выйдет? Чтобы никто случайно не пострадал, я приказал двигаться по мосту с минимальной скоростью.



 

Батальон занял свои места на технике, а я прошел пешком вдоль всего строя. Мой бронетранспортер стоял в начале колонны.
Поднявшись на БТР и наблюдая за последними приготовлениями к маршу, я подумал, что такой армии, как 40-я, уже никогда не будет. Такой уникальной. Не только с точки зрения специфики выполняемых задач. Таких людей уже не собрать. И я оказался прав...

...Почему не принято решение о награждении армии? В душе еще надеялся, что, может быть, именно в этот день, 15 февраля, будет объявлено о том, что, скажем, в связи с завершением вывода армия награждается орденом. Ближе к завершению войны мы несколько раз в телефонных разговорах подсказывали руководству, что не наградить 40-ю армию, например, орденом Красного Знамени было бы несправедливо. Чувствуя, что дело не движется, подготовили несколько писем на имя министра обороны и Президента СССР. Как оказалось, напрасно... 

Мне доложили о том, что к маршу готовы все. Я мельком взглянул на часы и дал команду: «Заводи!» Ребята постарались: с места разведчики тронулись все как один, что бывает крайне редко. Вся колонна прошла мимо меня. Уже тогда у многих на глазах были слезы. Не от ветра, естественно...

Я немного подождал, и ровно в 9:45 колеса моего бэтээра начали отсчитывать последние сотни метров по афганской земле. Подъехал к мосту. На небольшом повороте в окопчике сидели наши пограничники. На ходу я им махнул рукой и крикнул: «Счастливо! Будьте побдительнее, потому что нас в Афганистане больше нет».
На мосту не было ни души — он был совершенно пуст. Только впереди видно множество людей. Когда мы проехали середину моста и пересекли линию, обозначавшую государственную границу... я остановил бронетранспортер, спрыгнул с него и пошел пешком.

Я где-то неосторожно обмолвился, что после перехода границы повернусь в сторону Афганистана, посмотрю на этот мост и скажу все. Но только не вслух, а молча, про себя, чтобы никто об этом не знал.... (я по-русски ёмко помяну тех, кто отправил в Афганистан армию. Это во-первых. А во-вторых, я просто хотел вспомнить тех, кто не дожил и не дошел до этого дня, извиниться перед их матерями.)

До того как мы поравнялись с Михаилом Лещинским, я приостановился и, сдержав свое слово, негромко, но ясно сказал несколько фраз. На бумагу они не ложатся.

Потом с Лещинским. Первый вопрос: «Что вы испытываете?» Конечно, радость и облегчение от того, что все завершено. И еще я ему сказал, что всем нашим солдатам и офицерам, которые прошли этот ад, нужно ставить памятники. И что за моей спиной не осталось ни одного военнослужащего 40-й армии.

Я далеко не сентиментальный человек, но говорить было трудно. Перехватило горло, еще немного — и навернулись бы слезы.

Когда мы с ним закончили разговор, я повернулся и пошел в сторону встречавших, увидел выбежавшего Максима. Он повис на мне, и я действительно не выдержал. Боря Романенко позже заметил, что я очень долго держал сына за плечи. Я просто ждал, чтобы нахлынувшая волна чувств прошла.

После этого я снова поднялся на бронетранспортер и метров восемьсот проехал до того места, где уже построился только что выведенный батальон. Людей было очень много....."

Принято считать, что командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов последним перешёл пограничную реку Амударья (г. Термез), но это не так. В реальности последними Афганистан покинули подразделения пограничников, прикрывавшие вывод войск и вышедшие на территорию СССР только во второй половине дня 15 февраля. Вышли буднично и неприметно...
В Кабуле осталось несколько наших военных советников.


В Термезе и Кушке солдат встречали их родные и близкие, многочисленные корреспонденты.
Никто из высших руководителей СССР не посчитал нужным присутствовать при возвращении на Родину тех, кто долгие годы проливал кровь в чужой стране. Все они оказались «заняты» другими, более «важны­ми государственными делами». Тем самым они лишний раз продемонстрировали полное безраз­личие, равнодушие к армии. Она выполнила их приказы и стала уже никому из них не нужна.

"...МЫ ВЫПОЛНИЛИ ЗАДАЧУ, ИСПОЛНИЛИ СВОЙ ДОЛГ..."

Выступая на митинге в Термезе, командующий 40-й армией генерал-лейтенант Б. В. Громов сказал: «Мы выполнили задачу, исполнили свой долг...»

ПОТЕРИ СТОРОН

Потери Афганистана.
Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн погибших; имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс. гражданских лиц до 2 млн в общем. По данным гарвардского профессора М. Крамера, американского исследователя афганской войны: «В течение девяти лет войны были убиты или покалечены более 2,5 миллионов афганцев (в основном гражданские лица), ещё несколько миллионов оказались в рядах беженцев, многие из которых покинули страну». Точного разделения жертв на солдат правительственной армии, моджахедов и мирных жителей, по всей видимости, не существует.

Потери СССР.
Общие людские потери (убиты, умерли от ран и болезни, погибли в результате катастроф, происшествий и несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил (вместе с пограничными и внутренними войсками) составили 15 051 чел. При этом органы управления, соединения и части Советской Армии потеряли 14 427 чел, подразделения КГБ - 576 чел., формирования МВД - 28 чел., другие министерства и ведомства (Госкино, Гостелерадио, Министерство строительства и др.) - 20 чел.

Санитарные потери составили 469685 чел., в том числе: ранено, контужено, травмировано 53753 чел.; заболело 415932 чел.




За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 чел. По состоянию на 1 января 1999 г. в числе не вернувшихся из плена (чья судьба неизвестна) оставалось 287 чел.



Потери техники и вооружения составили:
самолётов - 118;
вертолётов - 333;
танков - 147;
БМП, БМД, БТР - 1314;
орудий и миномётов - 433;
радиостанций, командно-штабных машин - 1138;
инженерных машин - 510;
автомобилей бортовых и бензовозов - 11369.
Другие потери.
По информации властей Пакистана, за первые четыре месяца 1987 года в результате налётов афганской авиации на пакистанскую территорию погибло более 300 мирных жителей.

Экономические потери СССР.
На поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 800 миллионов долларов США.
На содержание 40-ой армии и ведение боевых действий из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 3 миллиардов долларов США.